Это архивный сайт МГИМО, который не обновляется с ноября 2015 года.
Актуальный сайт Университета находится по адресу mgimo.ru
официальная страница на Вконтаке официальная страница на Facebook официальный канал Youtube
Главная -> Люди А-Я -> Преподаватели и сотрудники -> Додельцев Рудольф Федорович  

Додельцев Рудольф Федорович


Додельцев Рудольф Федорович

к.филос.н., доцент

Кафедра философии, профессор

Родился 10 апреля 1940 г. в Подмосковье. В 1956 г. закончил с серебряной медалью Троицкую среднюю школу и поступил на философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова. После его окончания и двух лет работы в ИНИОН АН СССР стал аспирантом Института истории искусств. В 1970 г. защитил диссертацию «Проблема искусства в мировоззрении Фрейда. Историко-критический анализ» на ученую степень кандидата философских наук.

Заниматься в СССР эстетическими проблемами в психоаналитической трактовке было делом рискованным: с 1930 г. работы З.Фрейда на русский язык не переводились, а его идеи либо замалчивались, либо подвергались безоговорочной критике. Попытки Додельцева Р.Ф. в одной из первых статей объективно оценить судьбы фрейдовской эстетики  в СССР была оценена журналом «Коммунист» - главным органом ЦК КПСС – как «уступчивость в идейно-эстетической борьбе», после чего заниматься творчеством Фрейда стало бессмысленным и начинающий ученый был вынужден заняться реферированием немецкоязычной литературы по философии для ИНИОН АН СССР и «новых книг за рубежом». Положение изменилось в годы перестройки, когда Додельцеву Р.Ф. удалось опубликовать брошюру о психоаналитической концепции культуры, а также статью «Фрейдизм в литературе» (краткая литературная энциклопедия, т. IX) и ряд переводов Фрейда и Юнга. Это направление исследовательской и переводческой работы сохраняет для него значение до сего дня. Вместе с тем в последние десять лет круг научных интересов Додельцева Р.Ф. постоянно расширяется: он все больше внимание уделяет практической психологии, философии науки и эволюционной теории познания.

Свою преподавательскую деятельность Додельцев Р.Ф. начал в сентябре 1966 г., когда был принят на кафедру философии МГИМО. С той поры и по настоящее время работал на ней старшим преподавателем, доцентом, профессором – за вычетом трех лет загранкомандировки, преподавателем философии в НДРЙ. Читает курсы лекций и ведет семинарские занятия со студентами, магистрантами и аспирантами различных факультетов, в том числе лекции по основам философии, по практической психологии для студентов МО и ИВЭС, по философии науки. За свою педагогическую деятельность был в 2004 г. признан победителем грантовой программы «Признательность Учителям» (благотворительный фонд В.Потанина). В 2010 г. Додельцеву Р.Ф. указом Президента России было присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы РФ».

 

Основные публикации:

а) Статьи и книги:

1. О социально-психологических предпосылках современного буржуазного искусства. В кн.: Реализм и художественные искания ХХ века. М.: Наука, 1969. (1,5 п.л.).

            Анализ социологических и психологических истоков нереалистической литературы и живописи ХХ века.

2. Фрейд как объект критики в истории советской эстетики. В кн.: Вопросы эстетики. № 9. М.: Искусство, 1971 (1 п.л.).

            О попытках советских эстетиков, искусствоведов и психологов исследовать психологические компоненты искусства с помощью критического анализа художественной концепции З.Фрейда. Была подвергнута идеологической критике: Дымшиц А. Против уступчивости в идейно-эстетической борьбе. – «Коммунист», 1972, №11.

3. Проблема искусства в мировоззрении Зигмунда Фрейда. В кн.: О современной буржуазной эстетике. Вып. 3. М.: Искусство, 1972. (3,2 п.л.).

            Анализ взглядов Фрейда на художественную деятельность в комплексе с его культурологическими и антропологическими представлениями. Исследование достоинств и недостатков проведенного им психоанализа искусства.

            Перевод статьи на словацкий язык. Problem umenia v svetonazore Sigmunda Freuda. (Za marxisticko – leninsku estetiku. Bratislawa, Nakladatelstvo Pravda, 1977.

4. Концепция культуры З. Фрейда. М.: Знание, 1989. (3,5 п.л.).

            Психоанализ совершил переворот не только во взглядах на человека, но и на культуру. В брошюре рассматривается фрейдовская культурология, а также попытки её модернизации Э.Фроммом и Г.Маркузе.

5. Фрейдизм: культурология, психология, философия. М.: МГИМО, 1997 (12 п.л.).

            В книге, предназначенной широкому кругу читателей, параллельно описанию жизненного пути З.Фрейда рассматриваются основные части его учения – новая психология человека, феноменология искусства и культуры, метапсихология и массовая психология, теория культуры.

6. Практическая психология для дипломатов. М.: МГИМО, 2007 (руководство проектом, общая редакция, авторский текст объемом 8 п.л.).

            В предисловии и трех главах, написанных Р.Ф.Додельцевым, рассматривается место психологии в  понимании современных международных отношений, излагаются основные теории личности XX в., предпринимается попытка интегрировать их, а также характеризовать желательные качества дипломата.     

7. Введение в науку, о науке. Ч. 1. Зарождение науковедческой проблематики. М.: МГИМО, 2008 (7,5 п.л.).

            Рассматриваются основные теории познания античной философии, вершиной которых стала «теория науки» Аристотеля (Асмус В.). В заключении древнегреческая философия предстаёт в качестве системы альтернативных подходов, рассматриваются также механизмы её развития.

8. Додельцев Р.Ф. Введение в науку о науке. Ч.II. Вселенная, жизнь, культура. М.:МГИМО, 2010. (13 п.л.)

           Это вторая и основная часть «Введение в науку о науке», которое пытается преодолеть умозрительность философской теории познания путем использования современных научных методов и данных биологии, антропологии, социологии, истории культуры. В ней предлагается вариант эволюционной гносеологии, а появление высших психических (познавательных) способностей рассматривает как результат самоорганизации Вселенной в ее физической, химической и биологической формах. В ходе информационных и поведенческих преобразований живого возникает социогенез, порождающий человека, сознание, культуру.

9. Введение в науку о науке. Ч. 1. Зарождение науковедения. М.: МГИМО, 2010 (9 п.л.).

            Расширенное и переработанное издание.

10. Краткая история философии науки. М.: Проспект, 2011. (11 п.л.) Написана в соавторстве с Конновым В.И. Представляет из себя продолжение книги «Введение в науку о науке. Ч. 1. Зарождение науковедческой проблематики», критически рассматривает историю теории науки, начиная с И. Канта, вплоть до конца ХХ века.

11. Ницше Ф. Собрание сочинений в 5 т.т. СПб.: Азбука, 2011.
Т. I. Послесловие (0,5 п.л.)
Т. II. Предисловие (0,5 п.л.)
Т. III. По ту сторону… Заратустры (Предисловие 0,7 п.л.)
Т. IV. Послесловие (0,25 п.л.)
Т. V. Трагический финал (1887-1900) (Предисловие 0,6 п.л.)

12. Практическая психология для дипломатов. М.: МГИМО, 2011 (авторский текст объемом 8 п.л.) Второе расширенное и переработанное издание. Рецензии: а) Павлов Н.В. Нужна ли дипломатам психология? - Полис, 2012, №4, с. 185-189. б) Воротников В.В. Психология дипломатов и дипломатии. – Вестник МГИМО-Университета, 2012, №3, с. 256-259. 

б) Основные переводы:

1.  Фрейд З. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. М.: Наука, 1993 (7,5 п.л.).

            О формировании иудаизма и еврейского национального характера.

2. Юнг К.Г. Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе. М.: Наука, 1993 (8 п.л.).

            Швейцарский психолог и мыслитель рассматривает НЛО в качестве примера массовых галлюцинаций.

3. Фрейд З. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995 (40 п.л.).

            В сборник включены все публикации Фрейда, посвященные проблемам искусства.

4. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. Спб.: Азбука-классика, 2005 (12,7 п.л.).

            Остроумие, подобно сновидению, понимается в качестве компенсации нереализованных бессознательных желаний.

5. Фрейд З. Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве. Спб.: Азбука-классика, 2006 (9,9 п.л.).

            Сборник статей о психологии художественного творчесва.

6. Фрейд З. О добывании огня. Спб.: Азбука-классика, 2009 (9,9 п.л.).

            Статьи Фрейда о древнегреческих мифах, о психологических истоках некоторых произведений новоевропейской литературы.

7. Фрейд З. Семейный роман невротиков. Спб.: Азбука-классика, 2009 (9,9 п.л.).

            Сборник статей о психических состояниях, способных привести к неврозу.

8. Фрейд З. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. Прим. Додельцева Р.Ф. М.: Азбука – классика, 2009. (8,5 п.л.)

            Это перевод последней, прижизненно опубликованной работы Фрейда. Его вывод, что Моисей – ветхозаветный вождь, законодатель и освободитель еврейского народа – был знатным египтянином, противоречит каноническим представлениям. В своем психоаналитическом отыскании истоков еврейского национального характера и антисемитизма австрийский психолог использует колоссальный историко-культурный материал. Его книгу отличает незаурядная оригинальность, стройная логика и почти детективный сюжет.

9. Фрейд З. Воспоминания Леонардо да Винчи. М.: ЭКСМО, 2010 (8 п.л.)

            В сборнике содержатся переводы Додельцева работ З. Фрейда по психологии художников.

10.  Фрейд З. Неудобства культуры. М.: Азбука-классика, 2009 (8,5 п.л.).

            Работы Фрейда по психоанализу культуры.




Последнее обновление: 26.08.2014