Это архивный сайт МГИМО, который не обновляется с ноября 2015 года.
Актуальный сайт Университета находится по адресу mgimo.ru
официальная страница на Вконтаке официальная страница на Facebook официальный канал Youtube
Главная -> Новости -> Главное -> От училища к институту  

10.09.15

От училища к институту


Начало: §§1-3 главы 1

§4. От училища к институту: учебное заведение Лазаревых в 1818–1840-х годах

15 июня 1818 г. Е.Л.Лазарев, оставив за собой звание попечителя, передал фактическое управление учебной и хозяйственной частью училища своим сыновьям Ивану Екимовичу и Христофору Екимовичу, что оказалось ключевым фактором в дальнейшей судьбе учебного заведения.

Старший из братьев, Иван Екимович, родился 1 февраля 1786 г., получил образование в лучшем в Москве на то время среднем учебном заведении — Благородном пансионе при Московском университете, затем поступил на военную службу в гвардию, но вскоре перешел на гражданскую службу. Его брат, Христофор Екимович, родился 1 июня 1789 г., окончил Главное евангелическое училище в Санкт-Петербурге, а затем Главный педагогический институт. В 1801 г. Христофор Екимович был определен на службу юнкером в Московский архив Коллегии иностранных дел. Дальнейшая его служебная карьера была полностью связана с российским внешнеполитическим ведомством. В 1804 г. он был «перемещен к делам коллегии», а в 1811 г. — в Азиатский департамент. С 1815 г. Христофор Екимович исполнял должность директора Лазаревского училища.

Братья Лазаревы поставили перед собой цель уравнять основанное их семьей училище в плане учебной программы с государственными гимназиями, т.к. лишь в этом случае оно могло превратиться в крупный образовательный и культурный армянский центр. Для этого необходимо было усовершенствовать учебную программу. Кроме того, введение гимназических дисциплин сделало бы учебное заведение Лазаревых более популярным в глазах русского дворянства и купечества, привлекая в его стены большее количество пансионеров и полупансионеров, а значит, повышая доходы частного учебного заведения. При этом Лазаревы не собирались отказываться от изначальной своей цели — создать учебное заведение, способное давать армянскому юношеству хорошее европейское образование. Поэтому в училище должно было сохраняться преподавание армянского языка, а также дисциплин, входивших в курс подготовки армянских священнослужителей. Лазаревы сознательно взяли курс на создание в учебном заведении нескольких параллельных друг другу учебных курсов — для армянских воспитанников и пансионеров и для русских пансионеров и полупансионеров.

Читать §4 главы 1

​ ​