Это архивный сайт МГИМО, который не обновляется с ноября 2015 года.
Актуальный сайт Университета находится по адресу mgimo.ru
официальная страница на Вконтаке официальная страница на Facebook официальный канал Youtube
Главная -> Новости -> Общественная жизнь -> М.Стуруа встретился со студентами факультета МЖ  

6.10.15

М.Стуруа встретился со студентами факультета МЖ


1 октября состоялась встреча студентов факультета Международной журналистики с известным выпускником МГИМО, журналистом-международником, поэтом и автором многих монографий М.Стуруа.

Кто-то утверждает, что после сорока жизнь только начинается. Кто-то ставит себе рубеж в пятьдесят лет. А Мэлор Стуруа, легенда международной журналистики, убежден: в 87 лет совсем не поздно выпустить сборник стихотворений. К тому же это самый подходящий возраст, чтобы делиться богатым жизненным и журналистским опытом с «племенем младым и незнакомым».

В черной кожаной куртке, подтянутый и энергичный, Мэлор Георгиевич начинает выступление перед студентами факультета Международной журналистики МГИМО. Предугадать тему беседы невозможно, ведь его опыт работы в качестве журналиста-международника просто огромен: один из самых знаменитых «известинцев», Мэлор Георгиевич сопровождал Хрущева в его поездке по восточным странам, работал собкором в Великобритании и США в то время, когда эти страны советским людям казались столь же недостижимыми, как и звезды. Но Мэлор Георгиевич сумел удивить: речь пошла не о его журналистской карьере. В руках он держал белый томик со стихами его собственного сочинения, которые написал всего лишь за три года. «Стихотворения конца жизни» — так М.Стуруа назвал свой сборник, который он прочитал тем, кто эту жизнь только начинает.

На материалах Мэлора Георгиевича выросло не одно поколение журналистов. «В школе я читал газету „Известия“ ради его заметок и выбрал профессию тоже во многом благодаря тому, что выходило из-под пера Мэлора Георгиевича», — признается декан факультета Международной журналистики Я.Скворцов. Впрочем, ошибочно думать, что вся предыдущая жизнь и творчество Мэлора Стуруа были никак не связаны с поэзией. «На холмах Капитолия лежит ночная мгла. Шумит Потомак предо мною. Одним — демократам — грустно, другим — республиканцам — светло», — так начинается одна из его статей в «Известиях». Таким образом, меняя содержание всем известных строк, Мэлор Георгиевич привлекал внимание читателя, делал материал более ярким и запоминающимся. Однако знакомство с поэзией началось задолго до начала работы в «Известиях» и даже задолго до поступления на международный факультет МГУ (который позже отделился и стал МГИМО).

О первом своем лирическом опыте Мэлор Георгиевич рассказывал с улыбкой: «Я начал писать стихи по-грузински в семь лет, когда был влюблен в четырехлетнюю девочку Веку. В этих строчках воплотилась вся мировая поэзия: любовь, ревность, месть». Потом были стихотворения менее насыщенные драматизмом: «В четырнадцать лет меня даже называли отцом грузинского формализма», — вспоминает Мэлор Георгиевич. К русской поэзии М.Стуруа приобщился уже после поступления в МГУ. Лирика Пастернака и Заболоцкого стала для него ориентиром в мире поэзии. Как объясняет Мэлор Стуруа, только в возрасте 84 лет он «почувствовал, что в нем что-то томилось, сам сначала не понимая, что именно». Так, строчка за строчкой, начал появляться будущий сборник.

Лирика Мэлора Стуруа впервые увидела свет в 2011 году, когда была напечатана в журнале «Юность». Там же была опубликована статья-предыстория его литературного пути. «Большая и лучшая часть моей русской поэзии написана после того, как мне исполнилось восемьдесят лет. Да, да, восемьдесят», — пишет Мэлор Георгиевич на страницах журнала, — «поэзия одинаково сильна и на земле, и на небе. Она и земная, и небесная. Поэтому вечная и непобедимая». Во время своего выступления в МГИМО Мэлор Георгиевич развил эту мысль, добавив, что «настоящая поэзия трепетна, как обнаженное сердце», а также является «самой близкой человеческой душе». Именно поэтому высказать все, что лежит «на самом дне сердца» можно только в лирической форме — средствами журналистики этого достичь невозможно. Что примечательно, именно молодую публику Мэлор Георгиевич знакомит первой со своим творчеством: будь это несколько стихотворений или же целый сборник.

При всей своей любви к поэзии Мэлор Георгиевич, отвечая на вопросы студентов, отметил, что не считает, что в России поэт больше, чем просто поэт. На нем лежит довольно большая гражданская ответственность, и только поэтому стихотворцу иногда отводят большую роль, чем полагается. Тем не менее Мэлор Стуруа надеется, что через несколько лет поэт будет исполнять только свою прямую обязанность — в противном случае он будет заниматься работой, отведенной кому-то другому.

Будучи одним из самых знаменитых американистов, Мэлор Стуруа не мог не коснуться этой страны в своем выступлении. Из тех государств, в которых жил и работал, заметное место в его сердце занимают Англия и США, где он провел много времени. Однако самую большую любовь и уважение он питал к США: «Как-то коллега сказал, что Америка меня задушит: в этой стране чувствуешь, что какая-то недружественная громада надвигается на тебя, с которой, в отличие от преодолимых лондонских препятствий, играть нельзя». Наверное, большее количество статей Мэлора Стуруа написано именно о Штатах. Но и в лирике эта тема весьма заметна: в сборнике есть целый раздел американских стихов. Америка, где «под мостом над Миссисипи, где стоят заводы „Форда“ <….> вдруг свила гнездо орлица», может быть не только ведущей державой с точки зрения политики, но и источником лирического вдохновения.

Мэлор Стуруа, сопровождавший Н.Хрущева во время его восточного турне, упоминал в своем выступлении Бирму, Индонезию, Афганистан и Индию: государства удивительные и совсем не похожие на весь остальной мир. Как признался мэтр журналистики, настоящим откровением для него стала Индия. Особенно памятна Мэлору Стуруа встреча с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру: «Хрущев предложил Неру выпить водки. Тот ответил, что их религия запрещает это делать. Однако добавил, указав на коричневую жидкость, что если кто-то выпьет этот индийский напиток, то и он может попробовать водки. Подозвал меня, я выпил это снадобье. Однако потом Неру все же отказался выполнять обещанное». Позже Мэлору Георгиевичу в отель Неру пришлет подарок и записку, в которой извинится за то, что заставил гостя выпить незнакомый напиток. «Этот поступок говорит о его высокой культуре: он извинялся не передо мной, а перед собой», — утверждает Мэлор Георгиевич.

В выступлении Мэлора Георгиевича гармонично переплетались истории из его журналистской практики, философские размышления о жизни, месте в ней поэта, стихотворения из сборника, которые каждый раз срывали аплодисменты публики. Своим примером Мэлор Стуруа доказал, что для любого начинания возраст не помеха, главное — настоящая любовь к делу и большое желание добиться результата. Напоследок мэтр не стал говорить общих фраз о журналистском ремесле, а просто пожелал «племени младому и незнакомому» быть честными перед самими собой и обществом.

Ярослава МИХАЙЛОВА,
студентка 3 курса факультета МЖ


​ ​