Это архивный сайт МГИМО, который не обновляется с ноября 2015 года.
Актуальный сайт Университета находится по адресу mgimo.ru
официальная страница на Вконтаке официальная страница на Facebook официальный канал Youtube
Главная -> Новости -> Говорят эксперты МГИМО -> Территориальные споры расшатывают АСЕАН  

28.11.12

Территориальные споры расшатывают АСЕАН


Александр Лукин

В связи с проходившим в Пномпене саммитом АСЕАН мировые СМИ вновь заговорили о территориальных конфликтах в Южно-Китайском море. Кроме материкового Китая и Тайваня на некоторые спорные острова претендует целый ряд членов организации — Вьетнам, Малайзия, Филиппины, Бруней.

Как и большинство территориальных споров, борьба за острова в Южных морях имеет несколько причин: государственный престиж, стратегические соображения и экономические интересы.

С точки зрения престижа сравнительно молодым государствам региона, многие из которых вели долгую борьбу с империалистами и колонизаторами за суверенитет и национальную независимость, крайне трудно идти на уступки в территориальных вопросах. В стратегическом отношении обладание островами позволяет контролировать проходящие через этот район судоходные пути из Тихого океана в Индийский, по которым проходит до трети мирового морского товарного потока. В экономическом плане последние годы пристальное внимание государств региона привлекают запасы нефти и природного газа на шельфе и богатые биоресурсы Южно-Китайского моря.

Обострения, доходившие до вооруженных конфликтов вокруг спорных островов, нередко случались и ранее. Однако в последнее время они всё больше стали рассматриваться в контексте усиления геополитической мощи Китая. Некоторые государства АСЕАН, опасающиеся мощного соседа, приступили к выработке общей позиции по этому территориальному спору. Ситуацией стремится воспользоваться и Вашингтон, представляя себя как возможного посредника и пытаясь позиционировать себя как противовес растущему влиянию Пекина.

Впервые США предложили свои посреднические услуги в июле 2010 года. Тогда, выступая на 17-й сессии регионального форума АСЕАН по безопасности в Ханое, госсекретарь Хиллари Клинтон заявила, что хотя США и соблюдают нейтралитет в данном территориальном споре, Вашингтон заинтересован в сохранении в регионе свободы судоходства и готов способствовать многосторонним переговорам. Это предложение вызвало резкую отповедь Пекина, который не без основания увидел здесь попытку Вашингтона укрепить свое влияние и выступил решительно против вмешательства в региональный спор внешних сил.

В июне 2011 г. во время очередной вспышки противостояния вокруг островов, Манила получила от США гарантии защиты от Китая и начала вырабатывать с Вьетнамом единую позицию с целью противостояния «китайской угрозе». Тем не менее в июле этого года «островной вопрос» стал главным противоречием в АСЕАН. Тогда министры иностранных дел стран АСЕАН на встрече в Пномпене из-за различия позиций по островам впервые за 45 лет существования этой организации не смогли принять заключительного коммюнике. Основной причиной провала посчитали позицию руководства Камбоджи, которая хотя и не вовлечена в конфликт, имеет наиболее тесные отношения с Китаем.

В начале сентября в рамках 11-дневного турне по шести странам Азиатско-Тихоокеанского региона Хиллари Клинтон посетила Индонезию, где поддержала усилия этого государства по выработке единой позиции АСЕАН относительно урегулирования проблемы Южно-Китайского моря.

На ноябрьском саммите АСЕАН прокитайские силы перешли в наступление. Премьер Камбоджи Хун Сен как представитель страны-председателя заявил, что в АСЕАН достигнут консенсус о том, что ее члены не будут добиваться интернационализации территориального спора в Южно-Китайском море. Эта позиция явно повторяет китайскую. Однако его слова были опровергнуты президентом Филиппин Бенигно Акино (который, кстати, за месяц до этого переименовал Южно-Китайское море в Западно-Филиппинское). Он уточнил, что его страна оставляет за собой свободу рук в вопросах суверенитета.

Борьба в АСЕАН вокруг островов Южно-Китайского моря, безусловно, продолжится, причем как Пекин, так и Вашингтон будут пытаться искать в организации сторонников. Рост политической и экономической мощи Китая, с одной стороны, будет содействовать укреплению его позиций, но с другой, — увеличивать опасения соседей. Попытки просто «купить» союзников за помощь вряд ли помогут. В отличие от Пекина, Вашингтон играет на реальных опасениях соседних с Китаем государств, и такая политика, пока эти опасения сохраняются, может принести больше дивидендов.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: РГРК «Голос России»
​ ​