Это архивный сайт МГИМО, который не обновляется с ноября 2015 года.
Актуальный сайт Университета находится по адресу mgimo.ru
официальная страница на Вконтаке официальная страница на Facebook официальный канал Youtube
Главная -> Новости -> Говорят эксперты МГИМО -> Нородом Сианук: монарх с левыми убеждениями  

18.10.12

Нородом Сианук: монарх с левыми убеждениями


Александр Лукин

Период скорби по Нородому Сиануку будет продолжаться в Камбодже до января следующего года, когда в Пномпене состоятся его государственные похороны. Камбоджийцы чтут Сианука как «отца нации», основателя современной независимой Камбоджи

15 октября 2012 года на 90-м году жизни в Пекине умер бывший король и популярный лидер Камбоджи Нородом Сианук — одновременно колоритнейшая и довольно типичная фигура, которую можно поставить в один ряд с такими лидерами «третьего мира», как первый премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру, индонезиец Сукарно и бирманец Не Вин, сенегалец Леопольд Сенгор или египтянин Гамаль Абдель Насер.

Все эти политики были яркими индивидуальностями. Сианук считался франкофилом, любителем жизни, музыки и вкусной еды. Он был женат шесть раз и развлекал гостей на приемах шикарными блюдами и завтраками с шампанским, а сам играл на саксофоне, а также был кинорежиссером-любителем.

Несмотря на то, что Нородом Сианук и его «коллеги» из других стран третьего мира были лидерами очень разных государств с непохожими историческими и культурными традициями, их многое объединяло. Все они были руководителями антиколониального движения в своих государствах, вели их к независимости, а после ее достижения пытались найти средний путь между двумя противоборствующими лагерями холодной войны и сохранить в своей стране классовый мир.

Гарантией развития и процветания своих стран они считали личную власть. Будучи харизматичными лидерами, они пытались построить политическую систему, основанную на собственной популярности. Такое стремление вело к созданию авторитарной, чаще всего однопартийной политической системы.

Против инакомыслящих проводились репрессии, которые, однако, по жестокости и последовательности не доходили до уровня коммунистических стран. Лавирование между двумя лагерями и провозглашавшаяся теория социального мира требовала опоры на различные слои общества.

Всех этих лидеров в какой-то степени можно назвать левыми. Во время второй мировой войны многие их них видели в «державах оси» опору для борьбы с колониализмом и сотрудничали с ними. Сианук стал королем при содействии вишистской Франции. Но и коммунистов они не очень жаловали, считая их конкурентами в борьбе за власть и нарушителями социального мира.

Теория «буддистского социализма» Сианука, как и «бирманский социализм» Не Вина, «арабский социализм» Насера, или «направляемая демократия» Сукарно объединяли элементы национализма, местной культурно-религиозной традиции, либеральной демократии и марксизма. В ортодоксальной коммунистической терминологии они считались «национально-демократическими лидерами» или мелкобуржуазными демократами.

Казалось бы, королевское происхождение должно было противоречить левым убеждениям Нородома Сианука. Но и это сочетание не было его особенностью: достаточно вспомнить «красного принца» Суфанувонга, ставшего первым президентом соседнего прокоммунистического Лаоса. Ведь если под левизной понимать сочетание авторитаризма, симпатии к государственной собственности и союз с коммунистическими государствами, то все это многие националистические лидеры первого поколения стремились использовать для сохранения личной власти и как гарантию политической независимости своих стран.

С этой точки зрения многие из них были «левыми». Но было и искреннее желание социальных перемен в условиях, когда «свободный Запад» в основном ставил в «третьем мире» на послушных и консервативных лидеров, стремившихся сохранить явно несправедливые привилегии правящих элит.

Об этой искренности свидетельствует неординарный шаг, сделанный Сиануком в 1955 году. Он неожиданно отрекся от трона, передав его отцу, и основал левоцентристское общественно-политическое объединение Народное социалистическое сообщество. Это объединение уверенно победило на первых всеобщих парламентских выборах и сформировало новое правительство.

Проблема Сианука состояла в том, что, добившись независимости для Камбоджи в 1953 году, он не смог сохранить ее. Страна была втянута в военные конфликты, в которых от нее мало что зависело. Став избранным главой государства после смерти отца в 1960 году, он создал умеренно авторитарную систему, умело лавируя между США, СССР и Китаем.

После эскалации военного вмешательства США во вьетнамскую войну он разорвал отношения с Вашингтоном и заключил секретные договоренности с коммунистическим Северным Вьетнамом и КНР о предоставлении камбоджийской территории для переброски войск и снаряжения в Южный Вьетнам. Однако когда вьетнамские коммунисты стали контролировать значительную часть территории страны, разместили там базы и начали поощрять деятельность «красных кхмеров» (камбоджийских коммунистических партизан), он фактически не протестовал против американских бомбардировок этих районов.

Несмотря на довольно лояльную позицию Сианука, США поддержали, а, возможно, и организовали путч, в результате которого Сианук был отстранён от власти. Возглавивший страну генерал Лон Нол разрешил ввести в страну американские войска. Сианук бежал в КНР. Там его убедили поддержать старых врагов — «красных кхмеров», воевавших против американцев.

В результате популярность Сианука способствовала приходу к власти в 1975 году, вероятно, самого дикого и жестокого режима в истории, уничтожившего значительную часть своих соплеменников. Сианука сначала назначили «главой государства», но вскоре посадили под домашний арест. Вероятно, он остался жив только благодаря покровительству Пекина, которому с тех пор всегда оставался верен.

Когда правительство «красных кхмеров» было свергнуто благодаря поддержке Вьетнама, Сианук стал одним из лидеров антивьетнамской коалиции. После вывода вьетнамских войск в феврале 1990 он вернулся на родину, а в 1993 вновь стал королем — на этот раз главой конституционной монархии. В 2004 году по состоянию здоровья отрекся от трона в пользу сына. Жил в Пхеньяне, а затем переехал в Пекин.

После смерти Сианука в прессе появилось множество статей о его неординарной жизни. В одних одобряется его борьба за единство Камбоджи, в других осуждается близость к наиболее одиозным и кровавым режимам мира. Что ж, король с левыми убеждениями Нородом Сианук, безусловно, не был ангелом. Но он сумел стать одним из знаковых лидеров ХХ века и, безусловно, одним из символов своей хлебнувшей горя страны, где его продолжают уважать.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: РГРК «Голос России»
​ ​