Это архивный сайт МГИМО, который не обновляется с ноября 2015 года.
Актуальный сайт Университета находится по адресу mgimo.ru
официальная страница на Вконтаке официальная страница на Facebook официальный канал Youtube
Главная -> О МГИМО -> Сегодняшний день МГИМО  

Сегодняшний день МГИМО


Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, являясь крупным университетским комплексом, сохраняет за собой роль уникального учебно-научного центра, авторитет которого высок не только в нашей стране, но и за ее пределами. Подготовку по направлениям и специальностям в области международных отношений, регионоведения, политологии, мировой экономики, юриспруденции, менеджмента, журналистики и связей с общественностью в пяти институтах, на восьми факультетах и на 70 кафедрах Университета осуществляют более 150 профессоров, докторов наук, более 400 кандидатов наук, более 300 доцентов и почти 400 преподавателей высокой квалификации. Среди них более двух десятков действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук, специализированных российских и международных академий, семнадцать Заслуженных деятелей науки России. Это, несомненно, обеспечивает высокий педагогический и научный уровень подготовки студентов.

В настоящий момент в МГИМО осуществлен переход к принятой во всем мире многоуровневой системе образования, включающей четырехгодичную подготовку бакалавров с возможностью продолжения обучения для получения степени магистра. В основе системы обучения в МГИМО  по всем специальностям и направлениям подготовки лежит учебный план, выполнение которого является обязательным условием получения диплома о высшем образовании для всех студентов. Такие учебные планы разработаны по каждому направлению, специальности и специализации, по которым проводится обучение. Они включают в себя подготовку по двум иностранным языкам и циклам общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественно-научных, общепрофессиональных дисциплин, составляющих основу университетского образования нашего выпускника, а также по циклу специальных дисциплин, в ходе изучения которых осуществляется специализированная подготовка студентов.

Помимо этого обязательного плана и при условии его выполнения, студент может прослушать факультативные курсы, изучать дополнительные языки. У нас есть самые широкие возможности для разностороннего образования. В процессе обучения студенты используют общеинститутскую учебно-лабораторную базу: фонды Научной библиотеки МГИМО, компьютерные классы, залы для работы в сети Интернет, мультимедийные лаборатории, лингафонные кабинеты, лаборатории кафедр. Немаловажным фактором для студентов МГИМО является наличие в Университете военной кафедры. Студенты не только получают отсрочку от службы в армии, но и осваивают программу подготовки офицеров запаса и приобретают весьма полезную специальность - военный переводчик, овладение которой позволяет им значительно повысить свой уровень знания иностранного языка.

В настоящее время стратегической задачей Университета является включение в Болонский процесс, общеевропейское образовательное пространство, что предполагает взаимное признание дипломов МГИМО  и ведущих европейских университетов, возможность активного обмена студентами и преподавателями. На сегодняшний день в МГИМО помимо уже упомянутой введенной и успешно функционирующей двухуровневой системы «бакалавр» - «магистр», произведен пересчет в европейские академические кредиты учебной нагрузки по этим программам. С 2002 года осуществляется параллельное выставление студентам европейских «шестибалльных» оценок. Для иностранных студентов предложены кредитуемые курсы на английском языке по международным отношениям, регионоведению, мировой экономике и международному праву. В пилотном порядке осуществляется академическая мобильность студентов по «болонским» канонам. Реформируется система мониторинга качества образования. Предусмотрена выдача выпускникам Европейского приложения к диплому. Ведется разработка государственных образовательных страндартов нового поколения с учетом требований Болонского процесса. Осуществляются пилотные проекты выдачи двойных дипломов.

Введение в МГИМО многоуровневой системы образования, включающей подготовку бакалавров и магистров, создает, с одной стороны, благоприятные условия для тех студентов, кто желает продолжить обучение за рубежом, с другой стороны, для реализации в Университете международных образовательных программ совместно с зарубежными учебными центрами. Сегодня в МГИМО учатся не только молодые студенты. Активно развиваются различные формы повышения квалификации и дополнительного обучения. Уже несколько лет действуют отделения «второго высшего образования», где дипломы МГИМО могут получить люди, закончившие в разное время другие вузы.

Выпускники других вузов после сдачи вступительных экзаменов могут поступить и в нашу магистратуру. Кроме этого, существует ряд языковых программ различной продолжительности и интенсивности, предусматривающих как изучение нового иностранного языка, так и активное и углубленное овладение уже освоенным.

Выбор широк, и это особенно важно теперь, когда многим приходится искать себе новое место в жизни. Двери МГИМО-Университета всегда открыты для талантливых, грамотных людей, ищущих глубокие и разносторонние знания, желающих посвятить свою жизнь трудному, но интересному делу международных отношений.



В свете вхождения российской системы образования в международное образовательное пространство, непосредственного включения вузов, в том числе МГИМО МИД России, в Болонский процесс и выполнения требований Болонской Декларации, других документов Европейского сообщества в сфере образования перед Университетом стоят задачи развития своей системы образования, включая ее совершенствование по всем направлениям деятельности.

Стратегия развития Университета, в частности, предусматривает открытие и реализацию новых образовательных программ различных уровней и ступеней, увеличение количества образовательных маршрутов в интересах обучающихся и потребителей кадров, развитие не только традиционных международных профилей подготовки и специализаций, но и программ специализаций внутрироссийской и региональной ориентации, открытие новых программ магистратуры, «второго высшего образования», дополнительного профессионального образования, стажировок, повышения квалификации и переподготовки лиц, имеющих высшее профессиональное образование, курсов иностранных языков для различных категорий обучающихся, образовательных программ на иностранных языках для граждан зарубежных государств, а также развитие совместно с иностранными вузами-партнерами новых международных образовательных программ, привлечение в МГИМО большего количества студентов, слушателей, стажеров, аспирантов и докторантов из зарубежных стран.

Выполнение данной миссии МГИМО (У) МИД России связано с постоянным увеличением количества образовательных программ и контингента обучающихся. Начиная с 1994 года по настоящее время количество образовательных программ различного уровня увеличилось более чем в три раза, а контингент обучающихся (студентов, аспирантов, докторантов, слушателей и стажеров) увеличился в два раза. В 1994 г. было лишь 8 программ высшего профессионального образования. В 2004 году в Университете уже 24 образовательные программы высшего профессионального образования, а программ специализаций по ним – 63.

В перспективе ожидается дальнейший рост всего спектра образовательных программ за счет увеличения количества программ магистратуры, дополнительного профессионального образования, «второго высшего образования», совместных образовательных программ с иностранными вузами, в том числе в рамках Европейской ассоциации университетов, а также за счет появления новых основных профессиональных образовательных программ подготовки бакалавров по специальности и магистров по специальности.

Перспективным планом развития МГИМО (У) МИД России до 2015 года, в частности, предусмотрено:

  1. Дальнейшее развитие магистратуры Университета по таким программам, как «Европейское право и право ЕС», «Европейские исследования» (исследования процессов экономической, политической, военной и правовой интеграции, интеграции в сфере образования и др.).
  2. Открытие магистерских программ и курсов специализаций «Международные организации», «Международная и национальная безопасность», «Содружество независимых государств (СНГ)», «Политические технологии и публичная политика», «Информационные технологии в политике», в том числе для реализации на иностранных языках, на базе факультетов Международных отношений и Политологии.
  3. Открытие магистерской программы «Международное частное право» на Международно-правовом факультете.
  4. Открытие магистерских программ и курсов специализаций «Информационные технологии в анализе международных финансовых рынков», «Международная реклама», «Всемирная торговая организация (ВТО)» на базе факультета Международных экономических отношений и Института внешнеэкономических связей.
  5. Открытие программ подготовки бакалавров по направлению «Журналистика» и бакалавров по специальности «Связи с общественностью» и магистерских программ «Социология массовых коммуникаций» на соответствующих отделениях факультета Международной журналистики Университета.
  6. Развитие новой программы дополнительного профессионального образования «Мастер делового администрирования» (Master of Business Administration) на факультете Дополнительного профессионального образования.
  7. Увеличение приема на программы специализации «Международный бизнес» и «Международная энергетическая политика и дипломатия» в рамках реализуемых в Университете программ высшего профессионального образования (Менеджмент, Мировая экономика, Финансы и кредит, Юриспруденция, Связи с общественностью).
  8. Увеличение приема иностранных граждан на реализуемые и новые образовательные программы.
  9. Создание центров дистанционных технологий обучения по различным образовательным программам Университета.
  10. Реконструкция научной библиотеки Университета для обеспечения открытого доступа к ее уникальным фондам широкого круга читателей.

Таковы перспективы развития современного университетского комплекса, каким является МГИМО МИД России.

Проректор по учебной работе, кандидат исторических наук,
доцент Кириллов Виктор Борисович